Кто же он - вещий Боян, получивший в истории широкое признание как "Соловей старого времени"?
         ервоначальным и основным ответом на этот исторический вопрос явилось бессмертное произведение    русской
         литературы, знаменитое "Слово о полку Игореве".
В самом начале 1790-х годов собиратель древнерусских рукописей А. И. Мусин-Пушкин приобрел в Спасо-Ярославском монастыре список "Слово о полку Игореве", который в течение нескольких столетий был неизвестным. Стараниями Мусина-Пушкина и его друзей - ученых А. Ф. Малиновского и Н. Н. Бантыш-Каменского в 1800 году "Слово" было напечатано. Рукописный же текст постигла трагическая участь: он сгорел в 1812 году при пожаре Москвы во время нашествия Наполеона.
В руках исследователей осталось лишь печатное издание "Слова" и копия с рукописного текста, сделанная в 1790-е годы по заказу Екатерины II.
"Слово о полку Игореве" - тоненькая книжечка, всего в два десятка страниц. А написана об этом "Слове" в последние 200 лет целая библиотека научных исследований, сделана масса прозаических и поэтических переложений и переводов, в миллионных тиражах вышло оно в популярных и учебных изданиях.
Судьба "Слова о полку Игореве" неповторима. Немного найдется в мировой литературе произведений, которые вызывали бы к себе столь длительный и все усиливающийся интерес.
Поэма, внутренняя протяженность и глубина которой' оказались бесконечными, до сих пор влечет к себе и волнует читателей с неодолимой силой. Ее читают и перечитывают. "Слово о полку Игореве" в наши дни поистине приобрело огромное мировое значение.
В первых же строках вступления автор "Слова" обращается к вещему Бояну, певшему Славу русским князьям, в котором говорит о неприемлемости для себя "высоких словес" (здесь и далее по тексту первого издания 1800 года).
"Не ладно было бы нам, братия, начинать в высоких словесах повесть скорбную о рати Игоревой,   ибо   он   решил   сложить   песнь   по
событиям сего времени, а не по замышлениям Бояна.
...Ибо когда мудрый Боян хотел прославлять кого-то, носился мыслью по деревьям, серым волком по Земле, сизым орлом под облаками...
Памятно нам по древним преданиям, что, поведуя о каком-либо сражении, применялось оное к десяти соколам, на стадо лебедей пущенным: чей сокол скорее долетал, тому прежде и песнь начиналася - либо старому Ярославу, либо храброму Мстиславу, пора-зившему Редедю перед полками Косожскими, или красному Роману Святославовичу...
А Боян, братцы! Не десять соколов на стадо лебедей пускал: но как скоро прикасался искусными своими перстами к живым струнам, то сии уже сами Славу Князей гласили".
В другом месте поэмы князь Игорь, обращаясь к дружине, говорит: "Хочу с вами, россияне, переломить копье на том краю поля Половецкого. Хочу или голову свою положить, или шлемом из Дону воды достать..." А потом продолжает: "О Боян! Соловей древних лет! Тебе бы надлежало провозгласить о сих подвигах, скача соловьем мысленно по дереву, сравнивая Славу древнюю с нынешним временем, мчась по следам Трояновым через поля и горы.
Тебе бы, Боян, петь песнь Игорю, внуку Ольгову, тебе бы, мудрый Боян, внук Белесое! Сие воспеть!"
И наконец в последних строках поэмы автор, размышляя по поводу побега Игоря из плена, опять обращается к Бояну:
"Сказал сие Боян и о походах, воспетых им в прежние времена князей Святослава, Ярослава,   Олега,   и  сим  бы  кончил:  "Тяжело  быть голове без плеч, а Русской земле без Игоря;
...светит солнце на небе: Игорь-князь едет по Боричеву к Пресвятой Богородице Пирогощей. Радость в народе, веселье в городах..."
В первом издании "Песни о походе на половцев удельного князя Новгород-Северского Игоря Святославовича, писаной старинным русским языком в исходе 12 столетия с переложением на употребляемое ныне наречие" (Москва, Сенашская Типография, 1800 г.) о Бояне сказано следующее: "Боян бо вещий - так назывался славнейший в древности стихотворец Русской, который служил образцом для бывших после него писателей. Из некоторых в пример здесь (в тексте "Слова") приведенных слов его явствует, что Боян воспевал всегда важные произшествия и изъяснял мысли свои возвышенно". (По тексту издания 1800 г.).
"...Когда и при котором Государе гремела лира его, ни по чему узнать нельзя, ибо не осталось нам никакого отрывка, прежде великого князя Владимира Святославовича писанного".      '
"...От времен же его дошла до нас, между прочим, следующая народная песня, в которой находим уже правильное ударение..." Во славном городе Киеве, У Князя у Владимира, У Солнышка Святославовича, Было пирование почетное, Почетное и похвальное Про Князей и про Бояр, Про сильных могучих богатырей, Про всю Поляницу удалую. В пол-пьяна баря напивалися.
Последняя ества на стол пошла, Последняя ества лебединая. Стали бояре тут хвастати...
(По тексту издания 1800 г.). К   сожалению,   в   исторической   литературе очень мало других сведений о Бояне. Несколько строк о нем можно найти в "Большой Советской Энциклопедии" (Изд. 2, 1951 г., т. 6, стр. 11):
"Боян - русский певец, дружинник второй половины XI - начала XII века, снискавший большую славу своим искусством. Впервые упоминается в "Слове о полку Игореве". Автор "Слова" называет Бояна "Соловьем старого времени", "вещим" певцом, цитирует отрывки из песен Бояна.
В исторической энциклопедии, издания 1962 года (т. 2, стр.658), читаем: "Боян - древнерусский поэт. Произведения Бояна являлись "Песнями славы" русским князьям, их исполнение сопровождалось игрой на гуслях. Имя Бояна, характеристика его творчества и отдельные из его песен известны из "Слова о полку Игореве".

П
Hosted by uCoz